От того, в каком состоянии находится ступица подшипника, зависит управляемость машины и расход топлива. И не важно — ВАЗ это или Мерседес. При серьезном износе этого узла значительно повышается риск заклинивания колеса. Если это случится в процессе езды, с 99% долей вероятности авто перевернется.
Поэтому вы обязательно должны знать, как заменить подшипник — один из ключевых «элементов безопасности» вашего транспортного средства и, как следствие, вашей жизни. Давайте перейдем к подробной инструкции. Но вначале рассмотрим несколько крайне важных моментов.
Как понять, что пришла пора менять подшипник ступицы и как его проверить?
Основная задача подшипника ступицы — обеспечение жесткой фиксации колеса на оси его вращения. И если подшипник изношен, разбит, обязательно появится люфт, который негативно скажется на управляемости, так как в процессе движения направление вращения колеса будет все время меняться.
Чаще всего «подталкивает» автовладельца к замене подшипников своими руками банальное высыхание смазки и перегрев ступицы. Поэтому если вы заметили, что во время езды слышен посторонний шум (больше всего похожий на гул), а управляемость заметно снизилась, это может говорить о проблемах с подшипником.
Как проверить элемент?
Чтобы понять, действительно ли необходима замена подшипников своими руками, нужно выполнить следующее (инструкция подходит как для Мазд, так и для Рено и прочих марок авто):
- Поддомкратить потенциально «проблемную» сторону автомобиля.
- Для устойчивости машины установить подставку.
- Одной рукой держать колесо в передней части, второй — обхватить палец рулевой тяги.
- «Пошатать» колесо (от себя, к себе, из стороны в сторону).
Если люфт соответствует люфту пальца, проблема кроется в рулевой колонке или амортизационной стойке. Если люфт отсутствует, стойка с подшипником находятся в полностью исправном состоянии и думать, как поменять подшипник, не нужно.
Если люфт колеса обнаружен, а палец в то же время остается в неподвижном состоянии, тогда проблема скорее всего именно в подшипнике.
Если обнаружен люфт, то это 100% подшипник?
Не всегда! И запомните один важный момент: некоторые автослесари советуют перед тем как поменять подшипник, попытаться подтянуть его гайку. Этого делать не стоит. Ведь этот «ремонт» и правда устранит люфт, но проехав всего 2-3 тыс. км., элемент начнет изнашиваться еще быстрее и сильнее — значительно вырастет риск заклинивания колеса.
Поэтому вывод: обнаружив люфт ступичного подшипника нужно как можно скорее заменить его. А гайку подтягивать необходимо лишь с целью «добраться» до зоны ремонта.
Замена ступичного подшипника своими руками: инструкция
В зависимости от марки автомобиля технология замены ступичного подшипника своими руками будет отличаться лишь некоторыми деталями. Поэтому будь у вас Дэу или Лексус, все равно наша инструкция поможет вам без проблем выполнить необходимые «процедуры».
Перед началом работ, разумеется, нужно подготовить весь необходимый инструмент:
- веревка (проволока);
- домкрат (ы);
- ремнабор для ступиц;
- зубило;
- подпорки;
- съемник для подшипников;
- баллончик WD-40;
- динамометрический ключ;
- наборы ключей (торцевых и рожковых);
- пассатижи;
- отвертки;
- щипцы для демонтажа стопорных колец;
- тряпки.
Теперь перейдем к самому интересному — замене подшипников своими руками. Сначала необходимо поставить автомобиль на ровную поверхность, включить 1-ю передачу, подставить под колеса подпорки (башмаки).
Замена ступичного подшипника своими руками
Как поменять подшипник? Разделим все процессы на этапы:
- Отвинтить крепежи колеса и снять его.
- Разогнуть стопорные шайбы, чтобы можно было демонтировать суппорт. Проще всего это делать при помощи отвертки с плоским шлицем.
- Отвинтить крепежные болты, на которых держится тормозной суппорт (обычно таких болта два).
- Отсоединить тормозные шланги, проверить их на предмет повреждений.
- Демонтировать суппорт (максимально аккуратно). Важно! Если в процессе работы вы увидели, что тормозной диск имеет признаки износа, то перед заменой подшипников нужно разжать колодки.
- Вывинтить пару направляющих диска колеса, снять дистанционную шайбу.
- Поддев тормозной диск отверткой с плоским шлицем, максимально осторожно снять его. Молоток и прочий «грубый» инструмент на этом этапе использовать категорически запрещено. В противном случае повышается риск повреждения диска.
8. Вооружившись тонким зубилом, осторожно снять колпак ступицы. Проще всего это делать, несильно подбивая его по кругу.
9. Демонтировать колпак, чтобы иметь возможность добраться до гайки ступицы.
10. Отвинтить гайку. Кстати, слева у нее обычная резьба (правая), поэтому откручивается гайка обычным методом — против часовой стрелки.
11. Демонтировать ступицу, сняв ее с поворотного кулака (действовать необходимо аккуратно).
12. Как и в предыдущем пункте, осторожно снять ступицу с другой стороны (на втором колесе).
Выше был описан подготовительный процесс. Теперь перейдем непосредственно к замене подшипника своими руками:
- Подготовьте набор новых подшипников для своего Рено (или что там у вас) и соответствующих гаек.
- Уберите внешний подшипник, а также все остальное, что может мешать вам в процессе.
- Удалите сальник из ступицы (любым способом), но так, чтобы не нанести механические повреждения самой ступице.
- Демонтируйте внутренний подшипник вместе с дистанционным кольцом. Находится оно сразу под сальником.
- Разобрав ступицу, обязательно проведите ее визуальный осмотр.
- Уберите все остатки смазки с элемента. Для этого подойдет плоская отвертка.
- Подготовьте ремнабор для ступиц. С его помощью работа будет выполнена максимально просто и быстро. При таком подходе вы не рискуете что-то повредить.
- Используя инструменты из набора, выбейте ступичные обоймы. Вначале обойму внешнего, а затем — внутреннего подшипника. Аналогичную процедуру проделайте со вторым элементом.
- Проведите визуальный осмотр обойм подшипников (они могут иметь различные повреждения).
- Определите, в каком состоянии находятся сами подшипники. Иногда случается так, что смазка очень сильно спекается. Причем вплоть до того, что сепаратор не может свободно вращаться.
- Очистите ступицу от всей скопившейся на ней грязи, смазочных материалов. Важно, чтобы ее поверхность была идеально чистой — только так можно быть уверенным в том, что новые подшипники прослужат как можно дольше.
12. Выполните запрессовывание обойм. Вначале процедуру проводят с внешним подшипником, после этого — со внутренним.
Помните! Выполняя запрессовывание, вы ощутите момент, когда обойма займет свое «законное» место. Звук удара при этом поменяется.
13. Запрессовав обойму, тщательно очистите ее тряпкой (идеально — продуть воздушной струей).
14. Распределите слой смазки на новом подшипнике. Особое внимание при этом нужно уделять всем трущимся друг о друга элементам конструкции.
15. Поставьте внутренний подшипник на свое место, установите дистанционное кольцо.
16. Смонтируйте обратно сальник. Здесь важно проверить, насколько ровно он сел — никаких перекосов быть не должно.
17. Руками прокрутите ступицу, оценив тем самым качество монтажа сальника.
18. Смонтируйте колпак ступицы. Теперь ее можно без проблем устанавливать на свое место.
19. Пользуясь моментом, проведите чистку всех элементов и узлов автомобиля, у которых к вам сейчас есть доступ. Убирать желательно не только всю грязь, что скопилась за время эксплуатации, но и ржавчину.
20. Изучите поворотные кулаки. Как показывает практика, их посадочное место нередко оказывается сильно изношенным. Если вы обнаружили такую «неприятность», тогда настоятельно рекомендуется провести замену также и этих элементов.
21. Смонтируйте ступицу. В процессе будьте очень внимательным и осторожным, так как если не попасть во внешний подшипник, он может быть вытолкнут осью обоймы. Если это произойдет, элемент придется демонтировать снова и проводить его повторную чистку/промывку.
22. С помощью динамометрического ключа проведите регулировку положения ступицы.
23. Застопорите гайку-фиксатор.
24. В защитный колпак залейте порядка 15-30 мл. смазочного вещества, после чего закрутите его.
25. Выполните монтаж собранной ступицы с другой стороны автомобиля. Но помните, что с правой части резьба левая.
26. Очистите от грязи дистанционную шайбу.
27. Смонтируйте тормозные диски.
28. Смонтируйте суппорт тормоза, завинтив его крепежные болты. Эти болты необходимо застопорить.
29. Установите на свои места колеса.
После всей вышеописанной работы процесс замены подшипника своими руками можно считать законченным.
А что насчет задней оси?
В принципе, технология практически ничем не отличается от замены подшипника своими руками для передней оси. Но для понимания процесса и большей наглядности рекомендуем ознакомиться с видео по теме:
Замена ступичного подшипника своими руками — относительно простая процедура, и с ней сможет справиться буквально каждый автовладелец. Нужно лишь четко следовать инструкции выше и выполнять все этапы максимально внимательно. Ведь основное здесь — не просто знание, но и понимание технологии. Качественных вам дорог!