Электростартер – один из основных узлов автомобиля, отвечающий за пуск мотора. Его включение регулируется не только ключом зажигания, но и другими узлами. При их отказе будет понятно, что виной всему неработающий стартер, однако проблема не исчезнет с установкой новой детали или ее переборке. Рассмотрим частые причины, почему не крутит стартер, и найдем способы решить эту проблему.
Если машина не крутит стартер – источник проблемы очевиден. Еще одним признаком является отсутствие реакции со стороны коленвала. При медленном вращении мотор не заведется из-за нехватки оборотов, что становится еще одним признаком неполадок.
Звуки металлического скрежета при старте силового агрегата указывают на невозможность шестеренки бендикса «сцепиться» с коленвалом. Причина этого аналогична – не срабатывает пусковое устройство.
Существует несколько наиболее частых причин неработоспособности пускового узла, исключить которые необходимо прежде всего, если не заводится машина и стартер не крутит силовую установку. Основная часть диагностики не требует использования спецоборудования и приборов.
Если первоисточник того, что не заводится машина, не крутит стартер – аккумулятор с севшим зарядом, водитель будет наблюдать слабые обороты пускового узла, услышит щелчки и обнаружит погаснувшие индикаторы панели приборов.
У разряженной АКБ энергии хватит лишь на активацию втягивающего реле, на все остальное ее будет недостаточно.
Исправить ситуацию позволит проверка заряда батареи. При показаниях ниже 12В потребуется полная зарядка. Параллельно следует установить причины истекания заряда, чтобы избежать в дальнейшем ее повторения.
Когда контакты втягивающего реле оставляют желать лучшего, стартер крутит все хуже либо вовсе останавливается.
С течением времени соединения подвергаются окислению. Образовавшейся оксидной пленки или даже налета достаточно, чтобы нарушить контакт, повысить сопротивление. Это уменьшает подачу тока, которого становится недостаточно для старта ДВС. Позже контакт нарушается совсем.
Проблема решается проверкой всех соединений. При обнаружении окислов контакты зачищаются мелкозернистой шлифшкуркой либо обрабатываются специальным спреем от окисления. Соединения необходимо надежно затянуть.
При старте ДВС на провод управления должно подаваться напряжение 12В. Автостартер в этом случае остается неподвижным, звуки отсутствуют. Такое случается редко, однако проблему требуется исключить для упрощения дальнейшей диагностики.
В случае неисправности замка зажигания, реле управления, обрыва провода нарушается запитывание втягивающего реле, и оно не способно включить электростартер.
Чтобы проверить напряжение используется мультиметр либо пробник, оснащенный лампочкой. При наличии напряжения причины, почему не крутит стартер, будут другими. Если ток не подается, необходимо осмотреть провод на целостность, проверить управляющее реле, а также замок зажигания.
Стоит попробовать записать клемму от самой АКБ. В случае работы пускового устройства для поиска неполадок следует осмотреть цепь управления.
При подгорании контактов реле стартер отказывается крутить. При наличии есть напряжения на тонком проводе и неработающем реле оно является неисправным. Виной всему нарушение контактов катушек либо подгорание «пятаков».
Проблема решается заменой реле. При наличии у устройства съемной крышки попробуйте разобрать корпус, зачистить либо заменить контакты.
При износе щеток стартер щелкает, но не крутит. Обнаружить проблему поможет проверка контактов, работоспособности втягивающего реле. Все работает, но автостартер не крутит – возможен износ графитовых щеток. От работы они стираются, что вызывает появление зазоров, это нарушает передачу тока.
Идентифицировать неисправность позволяет подача тока мимо управляющего реле либо замыкание отверткой двух больших клемм на нем. Если электростартер не подает признаков жизни, проверьте щеточный узел, обмотку якоря/статора, возможен обрыв либо пробоина.
Для восстановления работоспособности придется демонтировать пусковое устройство, установив новые щетки.
Неполадка похожа на износ щеток – автостартер не крутит, но имеется отчетливый щелчок. Проблема встречается редко и заключается в проблеме целостности статорных обмоток. Это приводит к их замыканию между собой либо на корпус. Аналогичный эффект возникает при попадании стружки в роторные ламели.
Самостоятельно обнаружить и устранить подобную проблему сложно, потребуется помощь опытного автоэлектрика для ремонта либо замены пускового устройства.
Еще одна редкая неполадка, имеющая схожие симптомы с предыдущим пунктом. Характерна для пусковых устройств с постоянными магнитами, заменяющими обмотку статора. В процессе эксплуатации они отклеиваются, а автостартер теряет функциональность.
Можно попробовать вернуть магниты на место самостоятельно, используя специальный клей, но проще обратиться в автосервис.
Электростартер относится к важным узлам автомобиля. Его задача заключается в пуске мотора, поэтому поломки узла всегда критичны. Основные причины неисправностей чаще всего связаны с электрикой: нарушение контактов, обрыв провода.
При возникновении проблем для начала необходимо проверить проводку контактного реле, замка зажигания, основной «массы». Также потребуется проверка АКБ, позволяющая удостоверить, достаточно ли заряда. При наличии опыта в авторемонте этих действий вполне хватает, чтобы достоверно определить причину отсутствия работоспособности пускового устройства и решить возникшую проблему без лишних затрат.